Введение временных водительских прав на 1,5-2 года с последующей заменой их на постоянные выгодно автошколам, так как приведет к росту количества автолюбителей, которые будут вынуждены проходить обучение «по новой» в случае нарушения ПДД. То есть дополнительно к штрафам для новичков на дороге может прибавиться необходимость как минимум повторно заплатить за обучение в автошколе. При этом знаний ПДД у «второкурсников» вряд ли прибавится. Таким образом требование о повторном обучении в автошколе станет фактически дополнительным штрафом для начинающих автолюбителей за нарушения, которые они могут совершить на дороге. Насколько эффективна такая «страшилка» для водителей? Означает ли это, что в автошколах в их нынешнем состоянии обучение проводится недостаточно эффективно, и на дороги выходят водители-недоучки или купившие права при посредничестве тех же автошкол?
В любом случае предлагаемое новвоведение обойдется водителям минимум в 2 тысячи рублей – таков размер госпошлины за получение водительских прав. В случае нарушения ПДД новичка на «испытательном сроке» пересдача экзамена или повторное обучение будет стоить уже минимум о 15 тысячах рублей в небольших населенных пунктах, а в Москве и других крупных городах обучение в автошколе в среднем стоит 40-45 тысяч рублей. Сама сдача экзамена бесплатна, если происходит на автомобиле ГИБДД, если же на машине автошколы, придется заплатить за аренду – как правило, от нескольких сотен рублей в зависимости от региона. Предложения пройти курс обучения вождению за 10-15 тысяч рублей экономически невыгодны, поскольку являются лишь маркетинговым ходом. Как правило, туда входит лишь обучение теоретической части и ограниченное количество часов практического вождения. Для уверенной сдачи экзамена практику потом приходится докупать по более высокой цене, чем оптом. В автошколах час вождения с инструктором на учебной машине стоит от 150 рублей.
Дополнительно придется повторно платить и за медицинские справки, необходимые для получения водительского удостоверения. Зачастую они покупаются, а медицинский осмотр является простой формальностью. Цена справки в Москве начинается от 1,5 тысяч рублей. По словам председателя Союза автошкол Москвы Александра Ачкасова, такие справки покупают для учащихся 90% автошкол.
РАВНЕНИЕ НА ЕВРОПУ И СССР
Экспертное сообщество продолжает обсуждения предложения Союза автошкол Москвы ужесточить требования к водителям-новичкам. Как отметил Ачкасов, инициатива обсуждалась как с ГИБДД Москвы, так и с ГИБДД России. «Это работает давно по всему миру, в Израиле чуть ли не 3 года нужно ездить с папой и мамой, в Германии с 21 года выдаются права. Мы не предложили ничего нового. Чтобы уменьшить аварийность, была предложена такая мера для обсуждения», — пояснил он.
Ограничения для водителей-новичков поддержала Мосгордума. Позитивно высказались и другие эксперты. Председатель правления «Гильдии автошкол России» Сергей Лобарев напомнил, что такая практика была еще в СССР до 1970-х годов, затем она канула в лету. «Между тем, в Европе это общепринятый подход», — добавил он.
Дело в том, что новая программа обучения водителей, которая реализуется уже 2,5 года, недостаточно совершенна, пояснил эксперт. Программа предполагает новые категории (например, М – для водителей мопедов и скутеров) и разделяет сложность обучения в зависимости от того, каким автомобилем желает управлять человек. Так, теперь можно пройти полное обучение и сдать экзамен на «автомате», а в правах будет ставиться особая отметка. Сесть на «механику» с ними можно лишь после проведения дополнительного обучения.
По словам Лобарева, ситуация с безопасностью дорожного движения за это время несколько улучшилась — аварий стало примерно на 5% меньше, добавил он. Тем не менее, ежегодно в России происходит около 200 тысяч ДТП, в которых гибнет каждый десятый участник.
В этой ситуации двухэтапное получение водительских удостоверений станет одной из профилактических мер, считает Лобарев. «Именно в первые 1,5-2 года вождения закладываются такие понятия, как моторика, дисциплинированность, ответственность, и, если водитель будет знать, что его спустя какое-то время оценят, это станет сдерживающим фактором и создаст фундамент законопослушания», — отметил он.
НЕВЕРНЫЙ ХОД
Предполагается, что сдерживать новичков от слишком рискованного поведения на дороге будет именно финансовая составляющая. Если в течение полутора-двух лет не было допущено грубых нарушений ПДД (езда по встречной полосе, превышение более чем на 60 км/ч, езда в нетрезвом состоянии), временные права будут заменены на постоянные.
Председатель союза автомобилистов России Виктор Похмелкин считает оплату повторного обучения и временных прав в корне неверным подходом. «Скорее всего, автошколы лоббируют принятие закона, идет выкачивание денег. На самом деле, если на то пошло, можно, не меняя права, просто ограничивать в чем-то новичков первые два года. Так, в ряде стран для них действует сниженный скоростной режим», — сказал он.
На данный момент эксперты не пришли к согласию относительно того, как именно водители-новички будут «урезаны в правах». Так, Союз автошкол Москвы предлагает не только ограничения по скорости, но и на перевозку пассажиров, и на езду по автомагистралям. Лобарев считает, что движение по магистралям запрещать не следует, кроме того, ограничение предельной скорости не должно быть чрезмерным (60 км/ч и не больше). В противном случае будет нарушено одно из важных правил дорожного движения – держаться со скоростью потока. Другое дело – серьезное превышение, на 60-80 км/ч – это однозначно нарушение, которое требует жестких мер.
По мнению Похмелкина, никто не доказал, что новички чаще попадают в серьезные аварии. «Напротив, в первые годы вождения все осторожны, а вот после расслабляются, думая, что уже есть опыт и навык, обретают уверенность, подчас обманчивую. Тогда-то и происходят самые тяжелые ДТП. На самом деле, нельзя научиться плавать, не залезая в воду, поэтому подобные ограничения приведут к тому, что люди так и не научатся водить», — сказал он.
ОБУЧАТЬ ХОТЯТ ПО НОВОМУ
В Союзе автошкол Москвы считает необходимым добавить тест на умение предвидеть опасность. Методику приема экзаменов у кандидатов в водители тоже предлагают изменить: по мнению инициаторов, при сдаче практической части проверять нужно способность своевременно обнаружить опасность на дороге, выбирать корректный скоростной режим и формировать безопасное пространство вокруг своего автомобиля.
Важно разграничивать программы обучения для водителей-любителей и профессионалов, считает Лобарев. Раньше в СССР тоже была такая практика. Сейчас же для всех программа общая, и для любителей она перегружена, а для профессионалов недостаточна. В результате первые прогуливают занятия или покупают водительские удостоверения. Наши опросы общественного мнения выявили, что для получения прав 30-35% водителей вошли в сговор с директорами школ или представителями ГИБДД, отметил представитель Гильдии автошкол. Таким образом, ежегодно на российские дороги выходят 300-350 тысяч недоучек, подвергающих опасности свои жизни и жизни окружающих.
Существуют и определенные претензии к качеству подготовки водителей, в частности, недостаточное количество часов для практического вождения. Но важно не это, а методика проведения экзамена. Требования к экзаменуемым следует ужесточить, а саму процедуру отдать независимым экспертам, хорошо осведомленным по поводу всех тонкостей ПДД. Отсутствие в схеме ГИБДД сделает оценку начинающих водителей более объективной, а также уберет коррупционную составляющую, уверен Похмелкин. Следом подтянутся и автошколы, которым волей-неволей придется улучшить качество преподавания, добавил он.