Воскресенье, 25 июня 2017   Подписка на обновления  RSS  Письмо редактору kommerstant.ru
Популярно
23:15, 13 марта 2017

Уральский прокат: Евгений Рогозин вывел «Премьер зал» в топ-3 киносетей России


Больше экранов только у «Синемапарка» и «Формулы кино»

65-летний предприниматель из Екатеринбурга Евгений Рогозин всегда был лёгок на подъём и быстро принимал решения. В начале 1990-х он колесил по России, продавая игровые автоматы, потом спонтанно уехал в Канаду, где зарабатывал на жизнь доставкой пиццы, в 1998 году вернулся в Екатеринбург, чтобы открыть образцовый кинотеатр, а в итоге построил федеральную сеть «Премьер зал». В начале этого года она обогнала «Каро» и вышла на третье место в стране по числу экранов.

Отличие «Премьер зала» от «Каро» и других крупнейших игроков состоит в том, что у Рогозина только шесть кинотеатров с 20 залами находятся в собственности, а ещё 167 кинотеатрами с 247 залами его компания управляет по договорам репертуарного планирования. Общая выручка всех кинотеатров «Премьер зала» от продажи билетов в прошлом году, по собственным данным компании, превысила 1,1 млрд рублей.

«Секрет» расспросил Евгения Рогозина об истории «Премьер зала», особенностях его бизнес-модели и новых планах.

Канадский стиль

Евгений Рогозин родился в селе Егоршино в 100 км от Екатеринбурга. Отец работал шахтёром, мать — бухгалтером. После учёбы в Уральском государственном лесотехническом университете и службы в армии будущий предприниматель три года работал швейцаром в екатеринбургском ресторане, потом устроился в компанию «Росаттракцион» и несколько лет колесил по стране, продавая игровые автоматы, а затем улетел жить в Ванкувер, куда его позвал друг, перебравшийся в Канаду чуть раньше.

Работу по специальности сходу найти не получилось, эмигрант купил за несколько сотен долларов старый автомобиль и стал развозить пиццу. Тщеславие ему, как он говорит, не свойственно, а зарплаты и чаевых хватало не только на аренду жилья и еду, но и на развлечения вроде посещения кинотеатров или уроков тенниса, которым он тогда увлёкся. Жизнь постепенно налаживалась, но спустя короткое время Рогозин всё равно засобирался обратно в Россию — к пожилым родителям и сыну-десятикласснику, который, по словам его матери, начал отбиваться от рук.

Вернуться хотелось с идеей бизнеса, и Рогозин решил, что может попробовать открыть дома кинотеатр, который удивит екатеринбуржцев канадским уровнем качества: чёткой картинкой, объёмным звуком, мягкими креслами и дружелюбным персоналом. Специалистов, которые могли бы его проконсультировать, он искал в газетах объявлений. Предприниматель обзванивал всех, кого там находил, объясняя на ломаном английском, что мечтает открыть в России идеальный кинотеатр, и многие, как ни странно, охотно советовали русскому, с чего начать, рассказывали, какое ему потребуется оборудование.

Первые экраны

Вернувшись в Екатеринбург, Евгений Рогозин занял у друга, которого не называет, стартовые $20 000 и договорился с уральским отделением Союза кинематографистов об аренде зала на улице Луначарского. По истечении десятилетнего договора предприниматель обязался оставить арендодателю новый экран, звук и кресла. Слетав в Канаду за оборудованием и распорядившись насчёт его монтажа, предприниматель отправился в Москву за фильмами. Полезных знакомств в столице у него не было, поэтому привезти получилось только одну плёнку. За копию второй части боевика Mortal Kombat предприниматель, как он сейчас вспоминает, отдал дистрибьютору примерно $2500.

Копия была на английском языке, и Рогозину пришлось посадить в зал арт-директора соседнего клуба, который вживую зачитывал перевод во время первых сеансов. Тем не менее билеты продавались влёт. «Проблема была не в том, чтобы заполнить зал, — приходилось ломать голову, где бы найти ещё стул или скамейку, чтобы посадить всех желающих», — вспоминает бизнесмен. Качественные звук и картинка, мягкие кресла, бар с напитками и попкорном в фойе, а также сотрудники в нарядной корпоративной форме, провожающие опоздавших с фонариками в руках, сделали своё дело.

За год работы Рогозин рассчитался с долгами, а ещё через год задумался о расширении бизнеса. Постепенно сеть «Премьер зал» выросла до шести кинотеатров c 20 залами в Екатеринбурге и Свердловской области. В прошлом году они, по собственным данным компании, заработали на продаже билетов 157,5 млн рублей. Но это лишь небольшая часть бизнеса «Премьер зала».

С начала 2000-х компания Рогозина прирастает новыми площадками за счёт так называемых договоров репертуарного планирования, которые заключает с небольшими провинциальными кинотеатрами. Вместе с ними под управлением «Премьер зала» уже 167 кинотеатров с 247 залами. По числу залов это третий результат в стране после «Синемапарка» (39 кинотеатров с 348 залами) и «Формулы кино» (35 кинотеатров с 263 залами), а по числу кинотеатров — первый с большим отрывом. Всего в России сейчас 1387 кинотеатров с 4372 залами, подсчитала в начале года «Невафильм Research». В прошлом году, согласно собственным данным компании, выручка 156 партнёрских кинотеатров «Премьер зала» от продажи билетов составила 989,5 млн рублей.

Открытый показ

В 1999 году Евгений Рогозин поехал на кинорынок в Адлере за копией «Сибирского цирюльника» — почему-то он был уверен, что новый фильм Никиты Михалкова окажется очень успешным. Студия «Тритэ» разрешила показывать фильм в течение года за 50% выручки от продажи билетов, и это, как потом оказалось, была очень выгодная сделка. Билеты, по воспоминаниям Рогозина, раскупались на месяц вперёд.

Интерес зрителей не иссякал, но кинотеатрам Рогозина нужно было показывать и другие фильмы. Чтобы не терять деньги, бизнесмен согласился за 10% выручки от продажи билетов поделиться плёнкой с владельцами кинотеатров из соседних городов, у которых «Сибирского цирюльника» не было. Так, благодаря сотрудничеству с небольшими кинотеатрами из Нижнего Тагила, Серова и Каменска-Уральского и родилась бизнес-модель, которая спустя годы вывела «Премьер зал» в лидеры рынка.

Чтобы больше зарабатывать, «Премьер зал» начал предлагать партнёрам не только свои фильмы, но и помощь в организации бизнес-процессов, покупке нового оборудования, изготовлении плакатов и прочих рекламных материалов. Первыми партнёрами «Премьер зала» стали кинотеатры, которым Рогозин возил «Сибирского цирюльника», привлечением новых занялся специальный отдел. Условия сотрудничества с каждым кинотеатром обсуждаются индивидуально, но обычно речь идёт о 0,5–3% выручки от продажи билетов.

Самый сильный рывок «Премьер зал» сделал в 2016 году, когда к сети Рогозина присоединились почти 50 кинотеатров. Большую роль в этом сыграла программа «Год российского кино», в рамках которой Министерство культуры и Фонд кино раздавали субсидии организациям, которые занимаются кинопоказом в малых городах. Чтобы получить предусмотренные программой 5 млн рублей (её общий бюджет — 700 млн), нужно выполнить единственное условие — заполнить репертуар российским кино хотя бы наполовину. «У получателей этих денег — в основном это бывшие советские дома культуры — мало опыта, самостоятельно работать над репертуаром они не могут, поэтому им приходится входить в состав «Премьер зала» или других сетей», — комментирует ведущий аналитик компании «Невафильм» Ксения Леонтьева.

Как и в случае с прежними партнёрами, за процент от выручки «Премьер зал» формирует репертуар, налаживает работу, устанавливает специальную кассовую программу и помогает с покупкой оборудования. Ещё в 2004 году вместе с сыном Станиславом основатель «Премьер зала» открыл компанию, которая занимается поставками и обслуживанием оборудования для кинотеатров, являясь российским дистрибьютором американской Magna Tech Electronic. На сайте компании сказано, что она уже оснастила более 150 цифровых кинотеатров, домов культуры, театров, культурно-развлекательных и торговых центров (кроме того, клиентами названы ЛУКОЙЛ, Континентальная хоккейная лига, а также «различные федеральные и региональные министерства, другие частные и государственные компании»). «Кинотеатры покупают оборудование где они хотят, и к возможному партнёрству с нами это отношения не имеет», — уточняет Рогозин.

Продолжение следует

Евгений Рогозин говорит, что и дальше будет развивать бизнес за счёт договоров репертуарного планирования («Здесь немножечко, тут — ещё немножечко» — так он формулирует свой главный бизнес-принцип), но ещё он хочет запустить франшизу. Пассивные инвесторы, по мнению предпринимателя, будут подходить к ведению дел более ответственно, чем руководители некоторых провинциальных кинотеатров, которые после отъезда сотрудников «Премьер зала» иногда расслабляются и начинают сквозь пальцы смотреть на пригоревший попкорн или неряшливый вид персонала.

Операционным управлением сетью кинотеатров уже давно занимается владелец 10% акций «Премьер зала» Владимир Петелин, который начинал работать в компании билетёром, поставками и обслуживанием оборудования занимается Станислав Рогозин. Основатель бизнеса сейчас живёт в Торонто. В его ведении стратегия и новые проекты. Помимо франшизы это прокат и производство коротких фильмов с дополненной реальностью, которые «Премьер зал» уже показывает в Екатеринбурге, и строительство кинотеатров на Кубе. Последним проектом он занимается вместе с президентом Magna Tech Electronic Стивеном Крамсом, с которым дружит с 2004 года, при поддержке местных властей. «У нас был хороший опыт в России, и мы понимаем, что, если есть такая возможность, надо всегда работать вместе с государством», — объясняет Рогозин.

Мнения

1. Ольга Зинякова. Президент сети кинотеатров «Каро»

Ольга Зинякова. Президент сети кинотеатров «Каро»

Ольга Зинякова. Президент сети кинотеатров «Каро»

Из плюсов «Премьер зала» можно назвать широкую географию, кинотеатры этой сети есть в большом количестве регионов. Но, учитывая, что в большинстве кинотеатров сети — как в собственных, так и в тех, что находятся в управлении, — один или два зала, давать оценку этому бизнесу преждевременно.

В кинотеатральном бизнесе есть два основных показателя — бокс-офис и посещаемость. По этим показателям рейтинг игроков не меняется уже несколько лет. Количество залов не является знаковым и значимым критерием. Кроме того, важно разделять собственные кинотеатры и кинотеатры в управлении. «Премьер зал» вошёл в тройку по числу залов именно за счёт увеличения числа партнёрских однозальных и двухзальных кинотеатров.

В последнее время однозальным кинотеатрам в регионах приходится тяжело. Из наших исследований мы знаем, что люди приходят в кинотеатры, чтобы посмотреть новый фильм в обстановке, которая не может быть воспроизведена дома. Это означает, что успешный современный кинотеатр должен представлять собой большой мультиплекс с мощной звуковой системой, удобными креслами и разнообразным контентом. Региональные кинотеатры не всегда могут предложить посетителям такой опыт.

2. Ксения Леонтьева. Ведущий аналитик компании «Невафильм»

Ксения Леонтьева. Ведущий аналитик компании «Невафильм»

Ксения Леонтьева. Ведущий аналитик компании «Невафильм»

Модель централизованного репертуарного планирования одним крупным игроком, берущим на себя переговоры с прокатчиками, впервые была предложена «Премьер залом» из Екатеринбурга и «Монитором» из Краснодара. Дело в том, что дистрибьюторы (особенно представители голливудских студий-мейджоров) выставляют очень жёсткие условия получения фильмов. Это и минимальные гарантии за право показа первым экраном, и большое количество требуемых сеансов, и даже пакетные сделки сразу на несколько фильмов. В одиночку малым кинотеатрам достаточно сложно противостоять этому давлению.

Почему модель репертуарного планирования становится всё более популярной? Причина тому — программа Фонда кино по выделению субсидий (5 млн рублей) на закупку оборудования цифрового кинопоказа в малых городах. Было уже три конкурса, по которым порядка 450 залов получили деньги; более 200 — открылись, остальные должны начать работу до конца 2017-го или в 2018 году. Минкультуры и Фонд кино обещают проводить такие конкурсы и в этом году. Большинство залов, получающих субсидии, расположены в городах с населением до 100 000 жителей (в среднем — до 20 000). Вести бизнес в таких местах рискованно (есть опасность не окупить инвестиции), поэтому государственные субсидии, безусловно, нужны. Но у их получателей часто очень мало опыта, поэтому они и входят в состав сетей. И «Премьер зал» — важный, но далеко не единственный игрок на этом поле.

Такие объединения не очень устойчивы. Причём именно в «Премьер зале» один из самых высоких уровней текучки. Кинотеатры в составе этой сети постоянно меняются, и управлять такой рыхлой структурой достаточно тяжело. Но, к чести «Премьер зала», надо отметить, что у компании есть для этого ресурсы. Например, у неё есть своя техническая служба, которая не только устанавливает оборудование, но и обслуживает его. «Премьер зал» регулярно проводят курсы повышения квалификации для сотрудников своей сети, а также организует на Урале встречи представителей кинотеатров и знакомит их с новыми фильмами (своеобразные кинорынки на местах для тех, кто не может себе позволить ездить на такие мероприятия в Москву) и т. д.

3. Александр Лужин. Исполнительный директор компании Movie Research

Александр Лужин. Исполнительный директор компании Movie Research

Александр Лужин. Исполнительный директор компании Movie Research

 

Есть много мелких фирм, которые занимаются репертуарным планированием для отдельных кинотеатров и живут на этом вполне нормально. Если к этому занятию подходить серьёзно и с размахом, как это делает «Премьер зал», то, естественно, это вырастает во вполне хороший (хоть и не очень простой) бизнес.

То, что «Премьер зал» активно развивается и помогает небольшим кинотеатрам в малых городах, вовлекая их в свою сеть, — большая заслуга Евгения Рогозина и сети в целом. Это очень здорово, потому что у небольших кинотеатров есть большие трудности и с техническим обеспечением работы, и с подбором персонала. Не так давно «Премьер зал» стал организовывать встречи с участниками своей сети, на которых большое внимание уделяется обучению руководителей.

Но что касается места в рейтинге, то всё-таки очень сложно напрямую сравнивать «Премьер зал» с сетями, которые управляют десятками собственных кинотеатров. У них совсем другие системы управления, вложения и распределения ответственности между кинотеатром и сетью.

Фотографии: Александр Карнюхин / «Секрет фирмы»

Источник


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

© 2017 Инвестиции. Дивиденды по акциям. Волновой анализ рынка
Поддержка: 73q.ru