Суббота, 27 апреля 2024   Подписка на обновления  RSS  Письмо редактору kommerstant.ru
Популярно
21:15, 02 марта 2017

Экономику Казахстана поддержат рост соцрасходов и восстановление нефти


Краткий обзор экономических данных

Несмотря на сильное снижение цен на нефть, Казахстан смог показать рост ВВП в 2016 году, по оценкам правительства, на 0,5%. Официальный прогноз роста на 2017 год – 1,9% и может быть пересмотрен в сторону увеличения до 2,5%.

В течение 2016 года активно росло строительство, прибавив в декабре 14,3% г/г. Положительная динамика может также продолжиться в 2017 году за счет программы поддержки строительства. Согласно плану программы, 1,5 млн семей должны быть обеспечены новым жильем до 2030 года.

Рост розничной торговли за 2016 год составил лишь 0,9%, так как высокая инфляция отразилась на доходах населения. Номинальные доходы росли темпом около 10%, в то время как инфляция составила 15%. По итогам января инфляция вошла в целевой диапазон 6–8%, замедлившись до 7,9% г/г, что может способствовать снижению ставки Нацбанком. Кроме того, промышленное производство снизилась на 1,1%, в основном из-за падения добычи нефти.

Восстановление цен на нефть поддерживает ВВП

Источник: Казстат, IEA.

В банковском секторе отношение неработающих займов к капиталу достигло минимальных уровней с первого квартала 2009 года. Снижаются ставки на кредиты, что может привести к восстановлению кредитования в условиях стабилизации цен на нефть. Сдерживание предложения Саудовской Аравией должно поддерживать котировки на уровне 50–55 долл./барр., что выше среднегодового уровня 2016 года.

Промышленность показывает неустойчивые результаты

Источник: Казстат.

Инфляция вошла в целевой диапазон 6-8% Нацбанка

Источник: Казстат.

Нефть

В конце прошлого года страны ОПЕК, а также крупные производители нефти вне картеля достигли соглашения сократить добычу на 1,8 млн барр. в сутки. Казахстан также участвовал в этом соглашении, приняв на себя сокращение в 20 тыс. барр. в сутки.

Ранее мы писали о том, что соглашение ОПЕК идет вразрез с планами правительства увеличить добычу нефти. В 2016 году снижение добычи нефти составило 2%, что в сочетании с низкими ценами на сырье негативно сказалось на экономическом росте. Поэтому (до соглашения ОПЕК) правительство обозначило увеличение добычи нефти в 2017 году в качестве приоритетной задачи. Кроме того, долгожданный запуск месторождения Кашаган уже сам по себе обеспечит дополнительные 70–90 тыс. барр./день нефти.

В 2015–2016 гг. снижалось производство нефти…

Источник: Казстат.

Было неясно, от каких уровней должно отсчитываться снижение добычи нефти Казахстаном на 20 тыс. барр./день. Если от среднегодового значения, то добыча нефти в месяц должна быть ниже 6,5 млн тонн. Если же снижение отсчитывается от декабря 2016 года, то январское производство нефти должно быть ниже 7,2 млн тонн. Пресс-служба Министерства энергетики выпустила следующее сообщение: «По предварительным данным, за январь объем добычи составил 7,12 млн тонн, или 1,67 млн баррелей. Это позволяет нам заявить, что Казахстан выполняет обязательства по сокращению добычи, и вы видите, что у нас сокращения достигают до 30 тыс. баррелей в сутки. В связи с чем Казахстан идет с опережением плана и имеет некоторый запас». Таким образом, речь идет о декабре, когда добыча нефти была сильно увеличена, видимо, чтобы суметь ответить по обязательствам перед ОПЕК.

…поэтому оговоренное с ОПЕК снижение добычи на 20 тыс. барр./сутки отсчитывается от рекордных объемов декабря

Источник: Казстат.

Казахстан участвует в скоординированном снижении лишь по внешнеполитическим соображениям. В начале февраля Назарбаев на встрече с министром энергетики не говорил о сокращении добычи, а напротив, отметил необходимость увеличить добычу и нефтепереработку в связи с запуском Кашагана.

Правительство, планы

В январе Президент Назарбаев объявил об изменении системы государственного управления. Все предлагаемые нововведения касаются передачи большего числа функций правительству от президента. В особенности, экономические вопросы, которые планируется отдать правительству. В целом Назарбаев выделил «40 полномочий главы государства», которые можно передать в парламент или министерствам. Возможно, это решение связано с недавней болезнью президента.

Также президент публично приободрил министра экономики и главу Нацбанка, что подтверждает желание передать часть функций и поддержать авторитет других официальных лиц:

— «Министр экономики – это штаб, который разрабатывает креативные планы и предложения для государства, для правительства. Понял? Ты молодой министр, думаю, знаний у тебя хватает»

— «Я смотрю и вижу, чем больше Национальный Банк начинает наводить порядок, тем больше нападок на председателя Национального Банка. … Если кто будет вмешиваться, лезть, скажи мне фамилию».

Вероятно, Назарбаев пытается задать тон будущим и долгосрочным реформам, а также направлению деятельности правительства. На встречах правительства в последний месяц в особенности освещались три темы: бюджет и резервы, приватизация и банковская система.

Бюджет и фонды

В обсуждениях управления бюджетом, Нацфондом, а также международными резервами присутствует более широкая тема экономии. Так, правительство планирует снизить ежегодный трансферт из Нацфонда в бюджет до 2 трлн тенге к 2020 году, вместо 2,8 трлн тенге, запланированных на 2017 год. Далее, в Министерстве финансов уже третий год пытаются бороться с ускоренной тратой бюджетных средств в конце года, вызванной недоосвоением в течение года. Например, в минувшем году благодаря этим мерам удалось сэкономить порядка 100 млрд тенге.

Вокруг бюджета много разговоров об экономии, хотя в последние два года рост расходов бюджета ниже инфляции

Источник: Минфин.

Нацбанк также гордо заявляет о том, что с сентября не проводит валютные интервенции. В результате объем денег в Нацфонде не снизился с конца 2015 года. Однако увеличение объемов международных резервов в центральных банках наблюдается в большинстве развивающихся стран. Это стало прямым следствием программы количественного смягчения ФРС США. Однако вместе с резервами увеличиваются и объемы трансграничных операций с капиталом. Таким образом, возникает парадокс: с одной стороны, резервы растут, с другой, страны не становятся более защищенными от внезапных изменений в финансовом счете, потому что объемы операций также растут (из-за количественного смягчения и глобализации).

Трансферт из Нацфонда также планируется снизить

Источник: Минфин.

Приватизация

В Казахстане уже многие годы ведется разговор о приватизации. В 2011 году был запущен крупный проект – «Народное IPO», который планировалось реализовать до 2015 года. Однако ввиду рыночных условий и спроса, народное IPO и более широкую программу приватизации решили объединить и перенести завершение на 2018 год. То есть Народное IPO не было завершено (из 6 компаний размещено было 2), сроки были сдвинуты, в связи с чем Счетный комитет начал расследование в отношении Самрук-Казыны, владельца этих компаний.

С приватизацией решено не спешить, чтобы избежать обратных покупок компаний государством

Источник: Минфин.

В феврале Министерство экономики предлагало провести ускоренную приватизацию объектов, находящихся в государственной собственности. Подготовительная работа должна завершиться в 2018 году вместо запланированного 2020 года. Кроме того, список объектов пополнился 105 предприятиями. Несмотря на то что министерство выполняло поручения по ускорению темпов приватизации, президент Назарбаев отметил, что в правительстве отсутствует системный подход к приватизации, и что ранее некоторые объекты приватизации приходилось выкупать обратно за счет Нацфонда.

Таким образом, приватизацию ускорять не собираются, однако есть надежда на проведение размещений на международных рынках. На данный момент на IPO планируется вывести Air Astana, Казатомпром и Казахтелеком, разместив акции на лондонской бирже в 2017–2018 годах.

Банковская система

Назарбаев в одном из выступлений отметил, что банки должны объединиться, особенно, если у владельцев более мелких банков нет желания увеличивать капитал. Это высказывание последовало после начала переговоров между Халыком и Казкомом о слиянии. И хотя Назарбаев в своем послании ссылался скорее на банки вне топа-4, которым всего принадлежит 20%, слияние касается двух банков из топ-4.

С таким же заявлением выступила миссия МВФ в Казахстане, отметив, что банки должны признать и списать плохие кредиты. Затем, в первую очередь, частные владельцы банков должны предоставить дополнительный капитал, а мелкие банки, не представляющие системной значимости, могут просто закрыться.

Многие индикаторы банковского сектора улучшаются, но президент призвал к консолидации сектора

Источник: Нацбанк.

Источник


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Инвестиции. Дивиденды по акциям. Волновой анализ рынка
Поддержка: 73q.ru